Первая школа "Лифт в будущее": как это было

19.05.2017

Влад Кожухов 1.jpgПервая школа «Лифт в будущее», тогда она называлась научно-образовательной, прошла в пансионате «Университетский» под Звенигородом в 2012 году. С тех пор минуло пять лет, ребята выросли, поступили в вузы. Некоторые даже успели их закончить. Кто-то остался в науке, кто-то работает в крупных компаниях, а кто-то сумел открыть свое дело. Мы поговорили с одним из участников самого первого набора «Лифт в будущее» студентом мехмата МГУ Владиславом Кожуховым, основавшим собственный высокотехнологичный бизнес.

 Тогда, в Подмосковье Влад приехал, будучи семиклассником. После удачного старта в школе «Лифт будущее» он пять раз становился лауреатом премии Национального приоритетного проекта "Образование", получил двенадцать международных премий.

В марте этого года он стал финалистом нашего первого студенческого конкурса «Системное решение». Несмотря на то, что грант ему не достался, Влад с удовольствием поделился своими воспоминаниями о том, как все начиналось.

 Владислав Кожухов, мехмат МГУ:

 О том, как менялся «Лифт»

«Лифт в будущее», как образовательный проект, кардинально изменился за эти годы. Сейчас школы «Лифта» строго ориентированы на создание проекта, в отличии от первых школ, где сначала серьезно занимались фундаментальными исследованиями, а на разработку проекта отводили не более недели. Нам преподавали алгебру и математический анализ, логику и общую физику. С одной стороны, это было очень интересно, потому что в обычной школе такого не проходят. С другой, мы не сразу могли понять реальное применение этих знаний. Только когда дело доходило непосредственно до проекта, становилась ясна практическая сторона. Было по-настоящему здорово и захватывающе открывать для себя как тесно связана наука с жизнью и технологиями. Я глубоко убеждён, что культура мышления более всего воспитывается ранним самостоятельным размышлением о простых, но не очевидных даже для специалиста вещах.

 О проектах первой школы

Один из самых интересных проектов – разработка звукового сортировщика мусора. Это была нетривиальная задача. Надо было исследовать звуки, которые получаются в результате соударения материалов, определённых размеров, и на основе этого создать механизм их сепарации. Поскольку, после смены у нас сложились очень теплые отношения с мехматом МГУ, мы стали совместно дорабатывать эту технологию. Сегодня, её применяют на реальном заводе.

Еще один проект – Кси-код (ξ-код), технология шифрования данных. Его разрабатывала Ксения Гнитько. Она создала алгоритм преобразования информации в двоичный массив на основе аналитических операций с графическим образом объекта. Позже технология была запатентована.

Проект робота для удаления насекомых вредителей на сельскохозяйственных плантациях довели до готовой версии. Эта технология получила международный грант. А создатели были приглашены в финал World Robotics Olympiad.

 Еще один проект был связан с экологией. Совместно c сотрудниками кафедры акустики Физфака МГУ ребята сумели очистить и восстановить заболоченное озеро.

О «Лифте» во взрослую жизнь

Сейчас у нас есть собственная компания, которую мы организовали совместно с другими выпускниками школ «Лифт в будущее». Мы занимаемся программным обеспечением, проводим сложные математические исследования, которые востребованы не только в России, но и за рубежом.

Оказалось, что подобрать команду, которая сможет работать над проектными задачами, очень сложно. Конечно, можно постараться научить этому готовых специалистов, но, если нет той базы, которую нам дали на первых школах «Лифта», ничего не получится. Это уникальные навыки, которые, что особенно важно, даются своевременно. Если их нет, потом это трудно наработать.

Некоторые технологии, которыми мы занимались в школах «Лифт в будущее», сегодня становятся классикой науки, получают десятки цитирования в профессиональной литературе. Среди «лифтовых» ребят есть те, кто имеет  «десятку» по Международному рейтингу «Scopus», авторитетной библиографической и реферативной базе данных для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Это очень высокий результат. У многих профессоров этот рейтинг не больше семи.