Типичные ошибки при подаче заявок на конкурс

22.06.2016



Словосочетанием «проектная деятельность» современного школьника не удивить. После введения новых образовательных стандартов подобного рода активности появились практически в каждой школе. Однако, в большинстве случаев, под проектами понимают всего лишь традиционные предметные рефераты, дополненные электронной презентацией разной степени красочности.

К сожалению, такую ошибку допускают и ребята, присылающие свои проекты на конкурс «Система приоритетов». Для того, чтобы исправить это положение, мы хотим обратить ваше внимание на ряд важных параметров, учитывая которые, удастся избежать основных ошибок при подготовке проекта.

1. Конкретика
Очень часто ребята идут по «рефератному» пути: собрал информацию, написал, сделал выводы. Проектная работа требует более углубленного подхода. Его ключевая составляющая – решение конкретной, четко сформулированной проблемы. Сначала необходимо провести анализ ситуации, из которой проблема должна «вытекать». Сутью же проекта становится формулировка конкретных действий для ее решения. Необязательно все детально прорабатывать, но последовательность шагов указать необходимо.

2. Соответствие объявленным проектным направлениям
Все поступающие заявки должны соответствовать обозначенным в условиях конкурса областям. Для их рассмотрения мы собираем внушительный пул экспертов, специализирующихся именно в этих сферах. Если непонятно, к какому направлению отнести тот или иной проект, то и экспертное заключение по нему так же может быть не адекватным. Разумеется, к проектам, находящимся на стыке научных областей, мы привлекаем дополнительных специалистов, но основная сфера применения предложенных инноваций должна укладываться в определенный тематический ряд.

3. Логика подачи информации по проекту.
Представление информации по проекту структурно представляет собой набор ответов на определенные вопросы. Какая проблема решается? Почему это важно? Какое есть решение? Что для этого нужно сделать? Последовательные, развернутые ответы – важная часть презентации проекта. Необходимо придерживаться логики проекта, «не растекаться мысль по древу», то есть не уходить в сторону от траектории представления своей идеи.

4. Обоснованность командного состава разработчиков проекта
Мы приветствуем командную работу над проектами. Более того, считаем способность работать сообща, важным профессиональным навыком. Но при этом, выступаем за то, чтобы роль каждого члена команды была понятна и обоснована. Добавлять людей в список участников проекта «за компанию» и «по дружбе» не лучший способ заявить о себе на конкурсе. Такой подход говорит, прежде всего, о несерьезности претендентов, об их неготовности к ответственному отношению к делу.
В групповых заявках следует подробно расписать, кто и за какой пункт в работе был ответственным: кто подбирал информацию, проводил исследования, делал расчеты, презентацию и пр.

5. Информативность эссе
Некоторые участники конкурса крайне пренебрежительно относятся к написанию эссе, считая, что это маловажная деталь, а все самое главное должно быть сконцентрировано в описании проекта. Это совсем не так. Более того, эссе – это ключевой элемент заявки, из которого становится понятна мотивация претендента, его личностные особенности и характер.
Эссе не должно быть большим, но обязательно должно быть содержательным. Очень важно написать какая область знаний или творчества вам интересна. Как вы пришли к своему проекту, что вас вдохновило, как возник замысел. Подробно описать свои цели, намерения и профессиональные стремления. Помните, что энтузиазм участников конкурса и их желание учиться – важнейший критерий для отбора в наши инженерно-конструкторские школы.

6. Повторные заявки
Каждый проект может быть рассмотрен экспертами только один раз. Не стоит использовать даже успешные проекты вторично, надеясь, что этого никто не заметит. Тема каждой заявки фиксируется, и упрямство соискателя вряд ли сыграет ему на руку в этом случае.
Однако, это не значит, что от проекта, не прошедшего отбор надо сразу отказываться. Возможно, его следует доработать, рассмотреть под другим углом зрения, внести принципиальные изменения. В любом случае, должен быть виден внушительный объем переработки заявленного вторично проекта, а не только «косметические» правки.