Что такое стратегическое планирование?

16.06.2016



От того, насколько детально и ясно будущий инженер представляет себе, что и как он будет делать, зависит успех всего предприятия. О том, как организовано обучение стратегическому планированию в инженерно-конструкторских школах «Лифт в будущее» Всероссийской программы по поддержке талантливых детей и молодежи рассказывает Андрей Андрюшков, директор Центра по работе с талантливыми школьниками Университета машиностроения (МАМИ), один из разработчиков программы инженерно-конструкторских школ «Лифта будущего».

Поскольку в школах дети всему обучаются на практике, планирование проектов они так же постигают в виде решения реальных инженерных задач. Наша модель планирования предполагает движение ребенка по двум слоям.

Первый – слой постановки общей проблемы и понимания стратегии развития региона или отрасли, в которой предстоит решать задачу. Например, для освоения Арктики нужен грузовой транспорт, который отвечает конкретным техническим и пользовательским требованиям. Дети должны понять, какие решения существуют сейчас, как работает сама индустрия грузовых перевозок – то есть вся система, в которой необходимо или, наоборот, бесполезно осуществлять какое-то технологическое исследование или разработку.

На данном этапе задача – выйти на базовый уровень понимания экспертных позиций по этому вопросу, чтобы получить возможность оценить выигрышность или, наоборот, недостатки тех или иных технологий. Должно возникнуть многопозиционное, многопрофильное видение разных элементов жизни. Любой инженер, ученый или исследователь вначале должен видеть всю картину в целом.

Прежде, чем подойти к проекту, изучается контекст

Даже самое полезное дело может оказаться совершенно не пригодным, если оно не учитывает особенностей среды, в которой предполагается его реализация. Например, бессмысленно обсуждать применение новых технологий выращивания семян в Псковской области, не понимая проблемы развития сельского хозяйства в этом регионе. Казалось бы – хорошее дело, уникальные возможности. Но в действительности псковские деревни вымирают, и сажать семена там просто некому.

В реальной жизни всегда существуют определенные географические, климатические, экономические, социальные и прочие условия, которые невозможно обойти. В инженерии это называется системными требованиями к архитектуре проекта, то есть ограничивающие условия внешнего мира. Изучая их, ребята понимают, как внешние контексты превращаются в техническое задание на разработку. Это базовый процесс формирования инженерной деятельности. Причем, хороший специалист никогда не ограничивается заданными заказчиком системными требованиями к архитектуре. 

Только самостоятельно вникнув в суть вещей, он сможет реализовать проект максимально творчески, предложить что-то свое или поменять какие-то элементы. Без этого деятельность современного инженера невозможна.

Второй слой – непосредственно проекты. Один из важных принципов школ «Лифта в будущее» – мы не работаем с готовыми проектами, с которыми ребенок приезжает. Проекты всегда новые. Начиная от придумывания темы, составления дорожной карты и до доведения до какого-то жестко обозначенного результата. Важно вместе с ребенком пройти момент формулирования конкретной актуальной задачи, за которой можно установить условную фигуру заказчика.

Конечным результатом считается конкретный продукт, отчужденный от учебного процесса. В идеале – доведенный если не до опытного образца, то хотя бы до прототипа, иллюстрирующего принцип технического решения. Например, это может быть изделие, напечатанное на 3D принтере. В любом случае ребята должны продумать, как из имеющихся в наличии материалов сделать задуманное и создать свой алгоритм действий.

Важная особенность наших школ – мы не предлагаем детям работать по заданным алгоритмам. Каждое проектное решение – уникально. Руководители обозначают проблему и базовые технологические узлы, которые должны быть реализованы. Но не всегда можно сказать даже в какой области надо искать решение и неизвестно, есть ли оно вообще.

Комплексный подход – еще одно необходимое условие осуществления любого проекта. Решение всегда находится на стыке передовых технологий и понимания конкретных, актуальных территориально-экономических проблем. Например, для того, чтобы создать квадрокоптер, который будет выполнять сложные действия в Арктике, то есть в условиях постоянной минусовой температуры, нужно ориентироваться в самых разных науках.

По сути, разбираясь в них опытным путем, ребенок не просто формируется как профессионал, но и начинает, возможно впервые, понимать как устроен мир.»

Я верю в то, что образование – это социальный лифт. Наша программа нацелена на то, чтобы в масштабах Группы компаний АФК «Система», нескольких работодателей и примерно десяти вузов создать продукт, который впоследствии можно демонстрировать и передавать, в т.ч. на уровне государства.
Юлия Селюкова, директор образовательной программы «Лифт в будущее»: