Шесть составляющих настоящего проекта

29.06.2016

Открытка маме на 8 марта, трехмерная компьютерная модель «Звезды смерти» или исследование воздействия арктического климата на растения и мхи – что из этого можно назвать проектом, а что нет? И почему.

Мы попросили Юрия Вячеславовича Громыко, директора института опережающих исследований им.Шифферса, описать составляющие настоящей проектной работы, причем не только технического или инженерного характера.
Несмотря на то, что проектную деятельность принято ассоциировать с техническими областями знаний, возможность ее применения гораздо шире. Социальные и естественные науки, управление и образование выигрывают от использования проектного
 подхода ничуть не меньше. Системность и четкая структурированность процессов одинаково хорошо работают и в технических, и в гуманитарных сферах.

1. Проект всегда движется от проблемы. Это его принципиальное отличие от других видов деятельности, например исследования или конструирования, которые часто с ним путают. Подлинный проект - это ответ на выявленную и зафиксированную проблемную ситуацию, где под проблемой понимается то, что в ситуации отсутствует. Проще говоря, когда у нас есть цель, для достижения которой чего-то не хватает - знаний, ресурсов или людей, это и есть ситуация, в которой появляется проект.

2. У проекта должен быть конкретный результат – продукт, который кому-то нужен для определенной цели. Нечто, отвечающее потребности, интересам людей, для которых он делается. Именно ради некоего продукта создаются успешные бизнесы, стартапы, ведется любая инновационная деятельность. Если конечный результат никому не нужен или его просто нет, то это все, что угодно, только не проектирование. Кстати, эта ошибка часто совершается в школах, где под проектной деятельностью зачастую понимают обычные рефераты или презентации, зачастую выполняемые силами родителей.

3. Проект – это командная форма работы. Даже если масштаб решаемой проблемы совсем незначительный, в работе все равно будет участвовать больше одного человека. Роли и соотношение вложенных усилий могут разниться, но заведомая многогранность проектной работы подразумевает коллективное творчество. По сути, это единственный способ научить людей взаимодействовать конструктивно и с пользой.

4. Проект – это организационная структура. Создаваемый продукт должен учитывать набор социальных позиций людей, которые его будут использовать. Скажем, часы можно собрать из запчастей, и тогда это будет простое конструирование. Но настоящего проектировщика часы как товарная категория интересуют в различных аспектах: это и влияние моды, и изменение устройства часов за счет использования новых материалов, и даже их уровень «потребления» в зависимости от конкретного места и времени года, и много чего еще. Понятно, что связать воедино такие разные социальные требования под силу только команде, организованной, слаженной и взаимодополняющей.

5. Проект – это форма профориентации, когда мы говорим о его учебном применении, или поиска «своего» места в жизни, если ставить вопрос более глобально. Попробовать разные типы деятельности, примерить разные социальные роли, узнать опытным путем, как устроена та или иная профессиональная отрасль – естественные составляющие работы над любым проектом. Именно так строится траектория профессионального самоопределения человека, образуется живая связь между образованием и будущей работой.

6. Проект требует привлечения экспертов. На каждом из этапов реализации проекта необходим квалифицированный, сторонний взгляд на тот или иной контекст, его касающийся. Экспертное мнение дает не только корректировку курса всей работы в целом, но и привносит дополнительную объемность, многогранность в конечный результат.

***

Бывают разные типы проектов: политический проект, инфраструктурный проект, архитектурно-градостроительный  проект, социо-культурный проект, инженерный проект и  др. Инженерный проект  предполагает социальные преобразования. В инженерном проекте обязательно соединение физической реализуемости, финансово-экономической целесообразности и заинтересованности пользователя.  Современный инженерный проект интегрирует естественно-научные, социально-экономические и  гуманитарные знания. Без подобной интеграции инженерный  проект вырождается в конструкторский кружок.