Трудоустройство молодых инженеров: проблемы, вопросы и решения

09.12.2016

Какова сегодня специфика трудоустройства выпускников технических вузов и как помочь молодым инженерам реализовать свой творческий потенциал? Какие навыки и знания им нужны, и что стоит изменить в системе их профессиональной подготовки? Об этом мы поговорили с Вадимом Ковалевым, первым заместителем исполнительного директора Российской Ассоциации менеджеров, представившего в ноябре этого года исследование востребованности молодежи на современном рынке труда.

Отличается ли ситуация с трудоустройством молодых инженеров от общей картины, сложившейся на рынке труда?
В целом ситуация с инженерными кадрами идет тем же руслом, что и в других профессиях. Выпускникам не хватает не только практических навыков, но и тех самых soft skills, позволяющих эффективно «продавать» себя. Ребята не могут реализовать свои интересные идеи как стартапы потому, что им не хватает менеджерских компетенций. Того, что называется «бизнесовой жилкой» - понимания, как вывести идею на рынок, как ее правильно упаковать, и в конечном итоге - начать извлекать из нее деньги.
И это при том, что количество выпускников инженерных специальностей у нас одно из самых больших в мире. Когда-то в технические вузы шли просто для того, чтобы не идти в армию. К сожалению, до сих пор многие люди продолжают выбирать институты, исходя из принципов далеких от своих профессиональных склонностей.

Исследование, которые вы представили на форуме, охватывало все аспекты, связанные с профессиональной реализацией молодежи. Какие вы видите практические выводы из него?
Мы обозначили проблемы, сделали своеобразную диагностическую картину ситуации. Что с ней делать – задача всего общества. То, что бизнес должен сотрудничать с образовательными учреждениями – абсолютный факт. Профориентация должна начинаться самое позднее в школе. Сегодня многие наши передовые работодатели начинают пиарить, продвигать даже не собственные бренды, но свои отрасли. Создают кадровые инициативы всероссийского масштаба. Но надо понимать, что кризис в мире и в стране продолжается. Понятие бренд-работодатель уходит на второй план, людям просто нужна работа. В то же время, 2016 год – очередное дно демографической ямы, и значит сотрудников будет не хватать. Думаю, нас ждет конкуренция в сфере рекрутинга перспективных, активных студентов среди передовых компаний.
Еще один тренд, который я наблюдаю – это стремление бизнеса делать все, чтобы люди оставались в регионах или возвращались туда, получив образование. Бизнес переходит на программы коллабораций среднего специального образования и вузов, чтобы больше образовательных программ реализовывалось непосредственно в регионе, где ребята живут.

Какие форматы обучения были бы наиболее эффективны для выпуска квалифицированных специалистов?
Будущее за дуальными формами обучения, когда теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте.
В самой идее дуального образования ничего нового для нашей страны нет. Достаточно вспомнить знаменитую систему детских железных дорог. После серьезных потерь первого периода Великой Отечественной войны, железнодорожная отрасль очень быстро восстановилась. Во многом это произошло потому, что с 1935 года в СССР действовала система детских железных дорог. Ребята в массовом порядке овладевали железнодорожными специальностями, вовлекались в профессию, и в какой-то момент смогли подменить тех, кто ушел на фронт или погиб.
Практика дуального образования существовала всегда, но у нас так не называлась. Современная методология дуального образования родом из Германии и активно применяется не только в высокотехнологичных областях, но и, например, в сельском хозяйстве. Когда студент два-три дня в неделю находится в университете, а два - на площадке работодателя, это позволяет значительно лучше подготовить его к работе.

Нужно ли внедрять обучение управленческих кадров для науки? Или квалифицированному менеджеру все равно, чем и кем управлять?
У нас в стране понятие менеджера очень девальвировано. Менеджерами называют всех, кого ни попадя. Даже рядовых специалистов, у которых нет подчиненных или каких бы то ни было управленческих функций.
Мне кажется, что если человек выбирает для себя управленческую специализацию, он должен знать предметную область, в которой собирается работать. Управленцы в инженерном деле должны великолепно знать свою отрасль, быть в курсе трендов и технологий.
Управление коллективом ученых имеет свою специфику. Если каким-то общим вещам теория менеджмента может научить, то без понимания того, как осуществляется логистика идей – успех не возможен.
Сегодня у нас начали постепенно появляться программы для подготовки R&D специалистов, что дает надежду на реальные перспективы отечественной научно-технической индустрии в целом.