В какие кружки ходят российские школьники

16.06.2016

Научно-техническое творчество и инженерное конструирование значительно менее популярны в сфере дополнительного образования школьников, чем танцы, музыка и спорт. Такие выводы были сделаны в результате исследования «Научные проекты и программы для одаренной молодежи России», реализованного по заказу НП «Лифт в будущее». В среднем по России только один из десяти детей школьного возраста, которые в принципе охвачены кружковой или студийной работой, посвящает свое свободное от основной учебы время наукам.

Самый большой показатель вовлеченности 29%, то есть почти треть, традиционно в Москве. Парадоксально, но это существенно выше, чем в практически интегрированной в российскую столицу Московской области, где научно-техническим творчеством занимается лишь около 5% школьников.

Второе место в этом рейтинге делят между собой Санкт-Петербург (13%) и республика Татарстан (12,9%). Замыкает лидерский пьедестал Ленинградская область (10%), ненамного отстающая от северной столицы.

Что касается остальной территории нашей страны, то перешагивают пятипроцентный барьер по обозначенному показателю лишь четыре региона – Челябинская область (9%), Красноярский край (7,7%), Воронежская область (7,4%) и республика Башкортостан (6%). Еще семь регионов показывают хоть какой-то процент. Большая же часть России либо не охвачена дополнительной научно-технической подготовкой учащихся общеобразовательных школ вовсе, либо количество задействованных детей настолько мало, что находится на уровне статистической погрешности.

Такое положение дел связано, прежде всего, с двумя факторами.
Первое - это недостаток на местах квалифицированных педагогических кадров, способных организовать на современном уровне обучение детей и подростков инженерно-конструкторским дисциплинам.

Второе – отсутствие или крайне скудная материальная база для проведения такого рода занятий. В отличие от занятий искусствами, научно-техническое творчество требует большое количество разнообразного технического и лабораторного оборудования, расходных материалов и технологического инструментария.

Чтобы исправить эту ситуацию в целом и внести свой вклад в дело развития отечественного инженерно-технического образования, мы учредили грантовый конкурс «Люди будущего» для оказания финансовой поддержки наиболее интересным проектам дополнительного образования школьников в области STEM. Лучшие отечественные кружки, студии и мастерские, работающие в этой сфере, получат целевые гранты в размере до 600 000 рублей на обновление инфраструктуры и улучшение образовательных программ.

Подробную информацию о конкурсе читайте на нашем сайте. http://teacher.lifttothefuture.ru/