Университеты VS Работодатели

23.05.2016

Какие университетские стратегии наиболее успешны в условиях глобальной конкуренции за таланты и постоянно меняющегося рынка труда?

В рамках III Международной научно-практической конференции «Образование и мировые города: система координат для современного университета» в Санкт-Петербурге руководители ведущих университетов, благотворительных фондов и наиболее активных работодателей обсудили новые модели взаимодействия вузов и работодателей, современные компетенции выпускников и стратегию развития академического фандрайзинга.

В дискуссиях приняли участие президент БФ «Система» Елена Чернышкова и директор НП «Лифт в будущее» Юлия Селюкова.

20 мая состоялось пленарное заседание на тему: «Спрос на современные компетенции: к новой модели взаимодействия вузов и рынка труда». Уровень профессиональной подготовки людей оказывается одним из ключевых факторов социально-экономического развития страны. Наблюдается устойчивая тенденция роста требований к навыкам и компетенциям людей. Изменились факторы, влияющие на успешное трудоустройство как выпускников, так и опытных сотрудников. Помимо профессиональных навыков, современной экономике крайне необходимы социальные и поведенческие навыки.

Представители органов власти, ответственные за развитие государственной системы классификации и оценку компетенций, руководители университетов, заинтересованные в успешном трудоустройстве выпускников совместно с работодателями обсудили необходимость развития не только профессиональных, но и универсальных навыков, среди которых обучаемость, критическое мышление, креативность и коммуникации.

Образовательная программа «Лифт в будущее» Благотворительного фонда «Система» — хороший пример партнерства, совмещения интересов и ресурсов между бизнесом, государством и университетами. Программа позволяет собрать в единую систему пакет проектов и мероприятий, обеспечивающих непрерывный образовательный трек для талантливой молодежи начиная со старшей школы и вплоть до рынка труда. В России нам нужно больше таких сложных партнерских программ, которые, с одной стороны, имеют непосредственный доступ к работодателям и понимают их потребности, с другой стороны, тесно работают со школами, дополнительным образованием и вузами.
Елена Чернышкова, президент БФ «Система»
Ректор Университета Осло Оле Петтер Оттерсен из Норвегии заявил, что «университет не должен каждый раз реагировать на текущие потребности рынка труда; понимая, что в современном мире люди несколько раз поменяют профессию, университету лучше ориентироваться на подготовку выпускников ко второй, третьей или даже четвертой профессии».

Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ рассказал о включении в магистерские программы в обязательном порядке реальных проектов, которые делают студенты, а также о развитии межпредметных программ. «К примеру, мы запустили новые программы, такие как медиаюрист и аналитик по big data для биологии». В целом, по мнению проректора Рощина, понятие единственной профессии постепенно теряет актуальность.

Расширение возможностей привлечения внебюджетного финансирования, предпринимательской деятельности и фандрайзинга, развитие взаимоотношений с партнерами и выпускниками и развитие практики эндаумент фондов обсудили эксперты на круглом столе «Академический фандрайзинг: новые ресурсы для стратегий развития ВУЗов».

Директор НП «Лифт в будущее» Юлия Селюкова выступила модератором секции. В круглом столе приняли участие представители ОАО РВК, Уральского федерального университета, Европейского университета в Санкт-Петербурге, Университета ИТМО, Благотворительного фонда «Система» и многие другие специалисты.

Привлечение пожертвований на приоритетные задачи развития университета становится приоритетной задачей для образовательных и научных подразделений вузов.

Проректор Уральского федерального университета Раиса Иваницкая рассказала на примере реализованного проекта Арктической экспедиции УРФУ, как построить фандрайзинг и сочетать его с внешними коммуникациями университета.