«Люди будущего»: кто они и как их обучать

26.09.2016

Что нужно одаренным детям для полноценного развития в первую очередь? Кто адаптирует таланты для новых технологий и производств? Какие цели стоят перед российской системой образования в ближайшее время? Ответы на эти и другие первостепенные вопросы дали спикеры конференции «Люди будущего», посвященной дополнительному инженерному образованию школьников. Организаторами форума выступили Благотворительный фонд «Система» и Университет ИТМО.

Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев — о приоритетных образовательных проектах

В начале сентября мне было предложено возглавить рабочую группу по проектам в сфере образования решением Президентского совета. К 10 октября нам необходимо представить первые результаты работы — мы действуем в крайне жестких сроках. На данный момент мы выбрали несколько направлений. Во-первых, это новая школа, где произойдут изменения, соответствующие новым требованиям, там же будут модернизироваться стандарты школьного образования. Мы будем работать над подготовкой нового учителя, который также будет соответствовать всем требованиям современности. Во втором профиле будут рассматриваться новые предметы, которые условно называются «технологии». Речь идет о дополнительном образовании, предполагающем строительство технопарков и возрождение кружков технического и естественнонаучного направления. Мы подключим к работе не только школы, но и местные власти, вузы и так далее. Еще одно направление связано со средним профессиональным образованием в сфере World Skills. Конечно, мы не забудем об электронном и дистанционном обучении, а также о высшем профессиональном образовании. Все эти инициативы поддерживаются и властью, и работодателями. Я говорю об этом потому, что мнения, которые будут высказаны в рамках сегодняшней конференции, обязательно учтутся в разрабатываемых нами документах. Мир меняется, меняется сфера образования — мы не должны отставать, а должны быть на шаг впереди.


Елена Чернышкова, председатель правления фонда «Система», — о талантах, которые надо адаптировать

Насколько нам нужны «левши»? Неоднократно я слышала от наших работодателей, что наши самые талантливые дети, которые побеждают в конкурсах, — очень сложные. Не то чтобы они никому не нужны — нет. Но с ними надо возиться, тратить время на работу с ними. И мне кажется, что такую работу можно рассматривать как большую инвестицию со стороны компаний. Если мы хотим реализовать такую инициативу, как НТИ, нужно обучать и «прокачивать» работодателя, готовить его к такого рода инвестициям. Так же, как наши университеты начали бороться за международные рейтинги, работодатели должны начинать бороться за таланты. Важно, чтобы были компании, которые будут бороться за необычных, но очень одаренных детей. Это необходимо для будущего экономического уклада. Поэтому в нашей программе «Лифт будущее» мы таких детей знаем, понимаем и осознаем, что с ними надо работать.


Руководитель Открытой лаборатории идей, методик и практик Университета ИТМО Максим Иващенко — об условиях развития талантливых детей

Школьникам, которые хотят развиваться, необходимо честно говорить о том, что происходит в мире, что их ждет за порогом родной школы, чтобы они понимали свои возможности. В прошлом году на форуме в Екатеринбурге представители ряда организаций сказали о том, что дела у них идут хорошо, но только нет кадров. Возникает вопрос: как может быть все хорошо, если школьники не понимают, зачем к таким работодателям идти и что у них делать, если у них нет рабочих мест? Как следствие, мы имеем когнитивный диссонанс в головах амбициозных, талантливых ребят.

Амбициозных детей очень много, их просто тьма. Мы собираем их в своей лаборатории. Может, в отдельной школе или университете их мало, но по городу — очень много. И каждый хочет себя реализовать. Если вы будете говорить с ними на одном языке и объяснять, что в мире происходят проблемы, но все в их руках, и они могут изменить будущее, они возьмут ответственность на себя. Вам нужно научиться доверять детям и курировать их работу, чтобы они помогали вам в восстановлении вашей школы, в работе университетов, новых производств и так далее. Потенциал может быть у всех — просто открывается он только тогда, когда все честно говорят друг с другом, не строят иллюзий и не говорят вещей в духе «когда ты вырастешь, ты меня поймешь», делая умный вид.


Алексей Щеколдин, заведующий Фабрикой-Лабораторией Технопарка Университета ИТМО, — о способностях современных детей

Не так давно на базе нашей лаборатории проходило мероприятие под названием «Университет детей». Мы рассказывали о программировании и логарифмах детям 5−7 лет. Представляете, эти малыши уже умеют программировать на Java и Python, зная эти языки получше, чем студенты первого и второго курсов. Обучение предполагает заинтересованность, жажду новых знаний: если человек желает научиться чему-то, будь то дошколенок или взрослый, он найдет способ развивать свои компетенции. Сейчас, учитывая количество источников открытой информации, это не представляет серьезных трудностей.

Когда я общаюсь со школьниками и студентами, понимаю, что есть огромное количество ребят, у которых навыки и компетенции позволяют работать практически в любой сфере. Таких студентов процентов 90 в Университете ИТМО. Они заинтересованы в работе как во время учебы, так и после выпуска. Они уже многое умеют, поэтому вопрос не в том, как создавать экосистему их развития, а как ее наращивать и улучшать.


Олег Гогин, директор компании Nissa Digispace, — о доступном оборудовании для будущего развития передовых технологий

Наша основная задача — сократить промежуточные этапы, через которые проходили эволюционным путем другие страны, рынки и так далее, учиться на их ошибках. Без этого мы не выживем в завтрашней конкуренции. И нам нужно планомерно, без каких-либо революций — интеллектуальных или технических, заниматься этим вопросом.

Нужно дать возможность детям и студентам в школах, вузах и технопарках с самого раннего возраста работать с современным оборудованием. Чтобы они могли знать о разнообразии инструментов, которые могут воплотить их идеи. Младшие школьники за счет их энергии и любознательности могут дать фору старшеклассникам, если их подпустить к технологиям в раннем возрасте.


http://news.ifmo.ru/ru/education/trend/news/6043/