Как устроены проектные школы «Лифт в будущее» с педагогической точки зрения

21.04.2016

Пятый год в России проходят проектные школы «Лифт в будущее». За это время накопился уникальный исследовательский, методический и педагогический опыт, вызывающий огромный интерес у преподавательской общественности по всей России.

О том, как устроены проектные школы «Лифт в будущее» с педагогической точки зрения рассказывает Нина Вячеславовна Громыко, методолог, эксперт, один из разработчиков метапредметного подхода в образовании и прорывной образовательной технологии «Школа генеральных конструкторов»:

Проектируя школы «Лифт в будущее», мы планировали учить школьников трем основным типам деятельности:
Первое – исследовательская деятельность. Введение в нее сопровождается углублением представления о тех научных действительностях, которые лежат в основе традиционных учебных предметов, изучаемых в общеобразовательной школе.
Второе - освоение некоторых принципов конструирования, обучение элементам инженерного конструирования. Этому наиболее сильное внимание уделялось во время проведения последней школы, которая проходила в апреле 2016 года в "Орленке".
Третье - обучение деятельности прорывного проектирования, работе в проектах, способных запускать новые технологические циклы. Мы учим ребят создавать вместе с ведущими специалистами новые направления прорывного индустриального развития целых отраслей и кластеров, проектировать инфраструктурные контуры для реализации новых конструкторских решений, локализуя их в тех или иных конкретных регионах.

Акцентирование внимания только на одном из перечисленных фокусов означает искажение, уплощение образовательной технологии. Так, например, если все сводить к обучению школьников инженерному конструированию, возникает опасность потери гуманитарной составляющей наших проектных школ, возвращение к сциентизму второй половины прошлого века, угроза ранней специализации детей. Поэтому серьезный образовательный результат проектных школ "Лифта" достигается только за счет наличия всех трех составляющих одновременно.

По каждому из блоков выстраиваются четкие сценарии движения, предполагающие, что учащиеся не только значительно углубят свои предметные знания и разовьют интерес к исследовательской деятельности, но поймут, куда сегодня движется технологическое развитие, где прорывные направления – в медицине, в космосе, в транспорте, нефтехимии, IT и т.д.

Еще один ключевой элемент школ «Лифт в будущее» - это создание уникальной образовательной среды. В качестве экспертов мы приглашаем ведущих специалистов разных областей инновационного промышленного развития. Они имеют не только высокий социальный статус, но также большой профессиональный и жизненный опыт. Именно перед ними ребята должны защитить проекты, над которыми работали все время проведения школы. Таким образом, дети получают опыт жесткой, профессиональной коммуникации, многократно перекрывающий опыт сдачи экзаменов или тестов.

Отдельный блок взаимодействия с детьми – воспитательная работа вокруг содержательного обучения. Вечером после основного рабочего времени с учащимися проводятся беседы, игры, выполняющие не только досуговые функции. Это, прежде всего, помощь в осмыслении своей роли в технологическом будущем своей страны. Мы даем ребятам понять, что деятельность прорывного проектирования – это возможность для них самих сформировать собственное профессиональное будущее в России: сложить вместе со взрослыми и освоить такие типы перспективной профессиональной занятости, которые будут иметь колоссальное значение для дальнейшего индустриального развития не только России, но и всего мира.